Обзор налогового законодательства с 1 марта по 31 марта 2024 года

Обзор налогового законодательства с 1 марта по 31 марта 2024 года

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

с 1 марта по 31 марта 2024 года

 

  1. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

2.1 Федеральный закон от 23.03.2024 № 49-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».

Льгота по НДС сохраняется при продаже слитков ЦБ, банкам и иным лицам при условии, что слитки остаются в одном из специализированных хранилищ.

Кроме того, закон возвращает возможность применения специальных налоговых режимов (УСН, ПСН, АУСН) для налогоплательщиков, которые занимаются производством и/или реализацией изделий из серебра.

Установлен порядок перехода таких налогоплательщиков на УСН с 1 января 2024 года (при условии уведомления налогового органа до 31 марта 2024 года) и определены особенности применения НДС в этом случае.

 

2.2 Федеральный закон от 23.03.2024 № 58-ФЗ «О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Подписан закон о введении налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан и корректировке вычетов по договорам ИИС. Законом действующие налоговые вычеты по ИИС1 (в части сумм денежных средств, внесенных на счет), а также ИИС2 (в части полученного финансового результата) сохранены в отношении договоров, заключенных до 31 декабря 2023 года.

Исключен инвестиционный налоговый вычет в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг, эмитированных в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

Предусмотрено положение, согласно которому не признается выплатой дохода налогоплательщику перечисление денежных средств, учитываемых на его ИИС, открытом после 1 января 2024 года, медицинским организациям или ИП, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящего лечения.

Введена статья 219.2 НК РФ, устанавливающая основания, порядок предоставления налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан, а также их максимальные значения.

 

2.3 Постановление Правительства РФ от 21.02.2024 № 205 «О предоставлении мер поддержки организациям топливно-энергетического комплекса и сферы жилищно-коммунального хозяйства, местом нахождения которых являются территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области».

Организациям предоставлено право на продление на 12 месяцев установленных сроков уплаты налога на прибыль (авансовых платежей по налогу), которые наступили в 2023 году.

Уплачивать указанные выше суммы налога необходимо будет равными частями в размере 1/12 суммы ежемесячно, не позднее 28-го числа месяца, начиная со следующего месяца, в котором наступает продленный срок уплаты налога (авансовых платежей).

Также постановлением предусмотрено неприменение в 2024 году мер в виде приостановления операций по счетам в банке в соответствии с положениями пункта 2 статьи 76 НК РФ.

 

2.4 Постановление Правительства РФ от 29.02.2024 № 242 «О форме и порядке заполнения уведомления о налоговом вычете для соглашения о защите и поощрении капиталовложений».

Уведомление подготавливается в случае предоставления организации, реализующей проект, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), меры государственной поддержки, предусматривающей налоговый вычет, и представляется в ФНС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который от имени РФ подписывает соглашение.

Постановлением утверждены форма и правила заполнения уведомления.

 

2.5 Постановление Правительства РФ от 21.03.2024 № 352 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372».

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС.

 

2.6 Приказ ФНС России от 26.12.2023 № ЕД-7-15/1003@ «Об утверждении форм, порядка заполнения и форматов представления реестров, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 - 6 пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме».

Актуализированы формы реестров, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, а также налоговых вычетов, порядок их заполнения и форматы представления в электронной форме.

Признается утратившим силу приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@ «Об утверждении формы и порядка заполнения реестра деклараций на товары либо таможенных деклараций C№ 23, предусмотренного абзацем двенадцатым пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, и реестра деклараций на товары для экспресс-грузов, предусмотренного абзацем десятым пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка их представления в электронной форме».

Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

 

2.7 Приказ ФНС России от 22.01.2024 № ЕД-7-23/53@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению».

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов при проведении налогового мониторинга.

В связи с внесением изменений в порядок проведения налогового мониторинга утвержден приказ, содержащий новые формы документов, используемых при составлении мотивированного мнения.

 

2.8 Приказ ФНС России от 21.02.2024 № СД-7-2/148@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме».

Утверждены новые форма и формат представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме.

 

2.9 Приказ ФНС России от 28.02.2024 № ЕД-7-15/162@ «Об утверждении формата и порядка направления банковской гарантии в налоговый орган в электронной форме».

Возможность применения электронной банковской гарантии в целях обеспечения обязанности по уплате налогов предусмотрена Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ, вступающим в силу с 1 апреля 2024 года.

Направление гарантии в налоговый орган осуществляется гарантом по ТКС в порядке, установленном приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.

Признан утратившим силу приказ ФНС России от 01.02.2019 № ММВ-7-15/45@, которым утвержден порядок уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии.

 

2.10 Рекомендации по применению значений базовых ставок экологического сбора за отчетный период 2024 год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2406 в части соотнесения конкретных товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, согласно их перечням, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2414, с группами товаров, группами упаковки товаров, предусмотренными перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р» (утв. Минприроды России).

При расчете подлежащей уплате суммы экологического сбора в отношении товаров, упаковки, произведенных в РФ или ввезенных на территорию РФ в период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года, производители и импортеры товаров применяют указанное соотнесение товаров с учетом коэффициента, утвержденного Постановлением Правительства от 29 декабря 2023 г. № 2406.

 

2.11 Письмо Минприроды России от 13.11.2023 № 19-50/17031-ОГ «О заполнении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Даны разъяснения по вопросу заполнения раздела 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Сообщается, в частности, что если в результате обработки отходов в рамках специализируемого (лицензируемого) вида деятельности образуются иные виды отходов производства, то юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), являющееся образователем таких отходов (и имеющее на данные отходы разрешительную документацию), в случае их передачи на размещение либо осуществляющее самостоятельное их размещение, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении данных отходов.

 

2.12 Письмо ФНС России от 22.02.2024 № СД-4-2/2063@ «О рекомендуемой форме документа для вызова свидетеля на допрос».

ФНС направлена новая рекомендуемая форма документа «Уведомление о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний». Направляемая настоящим письмом форма применяется по мере ее реализации в Прикладной подсистеме «Контрольная работа» АИС «Налог-3». Ориентировочный срок реализации - март 2024 г.

 

2.13 Письмо ФНС России от 28.02.2024 № СД-4-3/2221@ «Об исчислении акциза на сахаросодержащие напитки, упакованные для реализации в полимерную тару».

ФНС разъяснены условия, при которых сахаросодержащие напитки, упакованные для реализации в полимерную тару, будут являться подакцизным товаром. Сахаросодержащими признаются напитки, упакованные в потребительскую упаковку, состав которых определен подпунктом 23 пункта 1 статьи 181 НК РФ.

Требования к объему потребительской упаковки не установлены. Поэтому напитки, соответствующие установленным НК РФ условиям и упакованные для реализации в полимерную тару объемом более 1,5 литра (4, 5 или 30 литров), будут являться подакцизным товаром.

 

2.14 Письмо ФНС России от 04.03.2024 № БС-4-21/2464@ «О полномочиях территориальных налоговых органов по запросам сведений, касающихся налогообложения имущества».

ФНС даны разъяснения о порядке направления запросов для получения сведений о транспортных средствах и объектах недвижимости. Сообщается о территориальных налоговых органах, которые вправе направлять соответствующие запросы в федеральные органы исполнительной власти. Отмечено также, что подготовка и направление указанных запросов не требует предварительного согласования и может осуществляться указанными территориальными налоговыми органами самостоятельно.

 

2.15 Письмо ФНС России от 04.03.2024 № ЕА-4-26/2486@ «О Приказе ФНС России от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@».

ФНС сообщает о применении обновленной версии формата счета-фактуры и введении формата универсального передаточного документа (УПД). Информация подготовлена в связи с утверждением приказа ФНС России от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@/

Сообщается, что формат, утвержденный приказом ФНС России 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ (версия 5.01), может быть использован до 01.04.2025. После этой даты следует применять только новый формат (версия 5.02).

 

2.16 Письмо ФНС России от 04.03.2024 № СД-4-3/2448@ «Об утверждении контрольных соотношений показателей расчета утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним».

Обновлены контрольные соотношения показателей расчета утилизационного сбора. Форма расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов утверждена приказом ФНС России от 01.12.2021 № ЕД-7-3/1044@.

Контрольные соотношения учитывают изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 17.10.2023 № 1722 в Правила исчисления и уплаты утилизационного сбора.

 

2.17 Письмо ФНС России от 05.03.2024 № БС-4-11/2502@ «О порядке исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при изменении в расчетном периоде физическим лицом, являющимся плательщиком страховых взносов, места жительства с территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в иной субъект Российской Федерации».

ФНС разъяснила, как ИП рассчитать сумму страховых взносов в случае переезда с присоединенной территории на территорию иного субъекта РФ.

В случае изменения места жительства такой плательщик уплачивает страховые взносы (на ОПС и ОМС) в совокупном фиксированном размере в следующем порядке:

- за период постановки на учет и осуществления деятельности на присоединенной территории в соответствии с пунктом 1.3 статьи 430 НК РФ;

- за период постановки на учет в ином субъекте РФ в соответствии с пунктом 1.2 статьи 430 НК РФ.

В Письме приведен пример расчета страховых взносов.

 

2.18 Письмо Минобрнауки России от 05.03.2024 № МН-11/725 «О направлении информации».

Независимо от гражданства и налогового статуса студента суммы, установленные и выплачиваемые в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 11 статьи 217 НК РФ.

 

2.19 Письмо ФНС России от 06.03.2024 № БС-16-11/69@ «Об определении в целях НДФЛ минимального предельного срока владения недвижимым имуществом, находящимся на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, при его продаже».

Таким образом, минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества, находящимися на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, для целей налогообложения доходов физических лиц исчисляется с даты возникновения права собственности на них в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до вступления в силу соответственно Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 N 5-ФКЗ, 6-ФКЗ, 7-ФКЗ, 8-ФКЗ.

 

 

2.20 Письмо ФНС России от 07.03.2024 № ЕА-4-15/2652@ «О направлении информации».

ФНС направлены рекомендуемые формат и порядок направления банковской гарантии в форме электронного документа.

Также в приложениях к настоящему письму содержатся формы и форматы заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ.

 

2.21 Письмо ФНС России от 07.03.2024 № КВ-4-14/2647@ «О подписании свидетельств о постановке на учет в налоговом органе иностранных организаций, направляемых банкам в электронной форме».

Сообщается, что подписание бумажного экземпляра свидетельства о постановке на учет, который затем в формате PDF подписывается УКЭП и подлежит направлению в российский банк по телекоммуникационным каналам связи, является избыточным.

Таким образом, свидетельства, направляемые в российские банки по телекоммуникационным каналам связи, достаточно подписывать только УКЭП.

 

2.22 Письмо ФНС России от 13.03.2024 № СД-4-15/2857@ «О направлении рекомендуемых форм, порядка заполнения и форматов представления реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением абзаца десятого пункта 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации), в электронной форме».

Для подтверждения ставки НДС 0 процентов направлены рекомендуемые формы (форматы) представления реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ.

С 1 января 2024 года изменяется порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС (Федеральный закон от 19.12.2022 № 549-ФЗ).

Для представления с налоговой декларацией за I квартал 2024 года приведены рекомендуемые формы, форматы и порядок заполнения и представления Реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 НК РФ (за исключением абзаца десятого пункта 15 статьи 165 НК РФ), а также XSD-схемы.

 

2.23 Письмо ФНС России от 13.03.2024 № СД-4-23/2854@ «О представлении в ФНС России документов, используемых при подготовке к переходу на налоговый мониторинг».

ФНС направлены новые рекомендуемые формы (форматы) документов для использования при переходе налогоплательщиков на налоговый контроль в форме налогового мониторинга. В приложениях к письму содержатся, в частности:

– план-график по переходу на налоговый мониторинг и порядок его заполнения;

– форма (формат), порядок заполнения дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг, а также форма уведомления о согласовании и форма уведомления об отказе в согласовании дорожной карты.

Актуальные версии форматов, а также XML-схемы к ним размещены на официальном сайте ФНС (www.№alog.gov.ru) в разделе «Документы».

Указанные форматы подлежат применению с 01.05.2024, начиная с представления дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг за период с 2025 года.

Сообщается об отмене письма ФНС России от 01.06.2021 № СД-4-23/7614@.

 

2.24 Информация ФНС России «Для налогообложения земельных участков с I квартала 2024 года применяется актуализированная кадастровая стоимость».

В 2022 году во всех субъектах РФ, за исключением присоединенных территорий, проведена новая государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий. Ее результаты применялись в налоговом периоде 2023 года с учетом установленных особенностей.

Сообщается, что с налогового периода 2024 года для исчисления налога должны применяться внесенные в ЕГРН результаты государственной кадастровой оценки, действующие на 01.01.2024, в том числе утвержденной в 2022 году.

 

2.25 Письмо ФНС России от 20.03.2024 № БС-4-11/3143@ «По вопросу передачи сведений об исчисленных и уплаченных страховых взносах в фиксированном размере, соответствующих периоду деятельности плательщиков, снятых с учета по причине смерти в целях обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц, том числе, при назначении/перерасчете пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении».

В письме указано, что передача данных сведений не представляется возможной с учетом следующего:

– обязанность умершего ИП по сдаче отчетности полностью прекращается на дату его смерти и не переходит к наследникам. При этом налоговый орган по своей инициативе не может исчислить налоговую обязанность ИП после его смерти;

– суммы, зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате страховых взносов, по своей сущности являются суммами переплаты. В случае смерти ИП до наступления срока платежа страховых взносов такие зарезервированные суммы должны быть возвращены наследникам в составе наследуемого имущества.

 

2.26 Письмо ФНС России от 25.03.2024 № БС-4-11/3349@ «О применении единых пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентами свободного порта Владивосток, получившими соответствующие статусы после 01.01.2023».

В письме разъясняется:  если плательщик не представил уведомление до истечения периода его представления, единые пониженные тарифы страховых взносов применяются таким плательщиком в течение десяти лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период представления уведомления.

Применение единых пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 427 НК РФ, плательщиками, получившими статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, или статус резидента СПВ после 01.01.2023, без представления уведомления является неправомерным.

В связи с этим сумма страховых взносов, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, в котором плательщиком неправомерно применялись единые пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 427 НК РФ, подлежит восстановлению исходя из тарифов страховых взносов, установленных пунктом 3 статьи 425 НК РФ, и уплате в установленном порядке с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот период страховых взносов со взысканием с плательщика соответствующих сумм пеней. Плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет по страховым взносам и представить в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

 

2.27 Письмо ФНС России от 25.03.2024 № СД-4-3/3354@ «Исчисление акциза на сахаросодержащие напитки в полимерной таре».

В связи с изменением ставок акцизов на алкогольную продукцию сообщены коды вида подакцизного товара для заполнения налоговой декларации.

В пункт 1 статьи 193 НК РФ вносятся изменения, вступающие в силу с 1 мая 2024 года.

В письме приведены рекомендуемые коды вида подакцизного товара, применяемые до внесения необходимых изменений в порядок заполнения налоговой декларации по акцизам, в отношении:

– алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта с 9 до 18% включительно - код 228,

– крепленого (ликерного) вина, крепленого вина наливом - код 278.

 

2.28 Письмо ФНС России от 28.03.2024 № БС-4-11/3563@ «О направлении рекомендуемой формы Извещения об отказе в приеме Уведомления плательщика страховых взносов, получившего после 1 января 2023 года статус резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, или статус резидента свободного порта Владивосток, об использовании права на применение единых пониженных тарифов страховых взносов (КНД 1160297)».

Рекомендована для использования в работе форма извещения об отказе в приеме уведомлений плательщиков страховых взносов - резидентов особых зон на применение единых пониженных тарифов. Речь идет о плательщиках страховых взносов, получивших после 1 января 2023 года статус резидента ТОР, расположенной на территории ДФО, или статус резидента свободного порта Владивосток.

 

2.29 Информация ФНС России от 28.03.2024 «Реестры по ставке НДС 0% теперь можно представлять через сервис «Офис экспортера».

Реестры для обоснования нулевой ставки НДС можно представить на сайте ФНС через сервис «Офис экспортера».

Начиная с отчетности за 1 квартал 2024 года ставка НДС 0% подтверждается налогоплательщиками-экспортерами электронными реестрами.

Письмом ФНС России от 26.03.2024 № ЕА-4-15/3388@ рекомендовано формировать такие реестры по форматам, указанным в приказе ФНС России от 26.12.2023 № ЕД-7-15/1003@.

 

2.30 Информация ФНС России «Утверждены форматы обязательных реестров по нулевой ставке НДС».

В сервисе «Офис экспортера» в конце марта 2024 года появятся новые формы реестров для подтверждения нулевой ставки НДС. Нулевая ставка НДС при экспорте товаров будет подтверждаться электронными реестрами, формы и форматы которых утверждены приказом ФНС России от 26.12.2023 № ЕД-7-15/1003@.

 

2.31 Информация ФНС России «ФНС России разъяснила порядок предоставления льгот по транспортному налогу для военнослужащих - участников специальной военной операции».

Законами субъектов РФ могут предусматриваться льготы по транспортному налогу для участников СВО. Получить информацию о соответствующих законах можно путем обращения в налоговый орган, в законодательный орган субъекта РФ или на сайте ФНС России в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Также сообщается о том, что мобилизованным лицам на период военной службы продлевается установленный НК РФ срок уплаты налога.

 

2.32 Информация Минприроды России «Минприроды России разъяснило применение базовых ставок экосбора за 2024 год».

В связи с утверждением в 2023 году обновленного перечня товаров и упаковки, подлежащих утилизации, создана сводная таблица, в которой новый перечень соотносится со ставками экосбора, утвержденными 6 лет назад.

Всего в документе перечислено 54 группы, 30 из которых принадлежат товарам: одежда, изделия из текстиля, картона, бумаги, нефтепродукты, шины, оборудование, аккумуляторы и др. Еще 24 группы занимают виды упаковки: тара деревянная, изделия пластмассовые из полиэтилена высокой или низкой плотности и пр.

Для каждой группы в перечне прописан коэффициент, который умножается на базовую ставку экологического сбора.

 

2.33 Информация ФНС России от 29.03.2024 «С 1 апреля налоговая база по НДС при перепродаже б/у автомобилей и мотоциклов определяется по новым правилам».

С 1 апреля 2024 года при перепродаже б/у транспортных средств будет применяться новый порядок исчисления НДС. При дальнейшей перепродаже б/у транспортных средств от одного юрлица другому налоговая база по НДС будет определяться как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения транспортного средства у предыдущего продавца с учетом НДС.

Сообщается, что такой порядок исчисления НДС с межценовой разницы будет применяться на всех звеньях цепочки продаж, если последним собственником, на которого было зарегистрировано транспортное средство, являлось физическое лицо.

Наверх