Обзор законодательства по РСБУ с 1 марта по 31 марта 2024 года

Обзор законодательства по РСБУ с 1 марта по 31 марта 2024 года

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

с 01 марта по 31 марта 2024 года

 

  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ.

 

1.1. Приказ Минфина России от 04.10.2023 № 157н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность".

Информационное сообщение Минфина России от 26.03.2024 № ИС-учет-50.

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2025 год, в соответствии с новым Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" будут изменены, дополнены и уточнены:

- состав и содержание раскрываемой информации, в том числе образцы форм отчетности;

-  состав приложений к балансу и отчету о финансовых результатах;

- состав приложений к балансу и отчету о целевом использовании средств;

- состав промежуточной отчетности;

- условия достоверности отчетности.

Одновременно, с отчетности за 2025 год утратит силу приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Возможность досрочного применения ФСБУ 4/2023 не предусмотрена.

В соответствии с п. 4 ФСБУ 4/2023, его не будут применять:

- организации бюджетной сферы;

- при составлении консолидированной финансовой отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

- при создании информации для составления отчетности для целей, отличных от предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (такая отчетность не будет считаться бухгалтерской отчетностью и не будет включаться в ее состав).

ФСБУ 4/2023 не регулирует следующие вопросы:

- случаи составления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности. Общий подход к определению этих случаев установлен Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

- случаи и порядок ее представления. Данные вопросы регулируются законодательством РФ;

- случаи и порядок ее утверждения;

- случаи и порядок ее публикации (раскрытия);

- случаи и порядок аудита годовой бухгалтерской отчетности.

В ФСБУ 4/2023 нормативно закреплен ряд понятий, традиционно использующихся при ведении бухгалтерского учета. Среди них:

- раскрытие информации - включение информации в бухгалтерскую отчетность (ранее - определение не формулировалось). Данный термин следует отличать от термина "раскрытие отчетности", под которым обычно понимается обеспечение доступа третьих лиц к отчетности;

- актив бухгалтерского баланса - совокупность показателей баланса, представляющих активы (ранее - не формулировалось);

- пассив бухгалтерского баланса - совокупность показателей баланса, представляющих обязательства и источники финансирования деятельности (ранее - не формулировалось);

- обычный операционный цикл - время между приобретением актива, предназначенного для продажи или для однократного потребления при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, и получением денежных средств от продажи этого актива, произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ранее - не формулировалось).

Состав бухгалтерской отчетности

В соответствии с ФСБУ 4/2023, составляющими отчетности считаются (ранее - определение не формулировалось):

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчет о целевом использовании средств;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Отдельные составляющие отчетности, равно как их совокупность, включающая не все установленные законодательством составляющие, не являются бухгалтерской отчетностью в смысле Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, не должны именоваться таким образом и не могут рассматриваться в качестве бухгалтерской отчетности.

В соответствии с подп. «а» п. 5, п. 6 ФСБУ 4/2023, промежуточная отчетность коммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ, будет состоять из тех же составляющих, что и годовая отчетность:

1) бухгалтерского баланса;

2) отчета о финансовых результатах;

3) приложений к ним, включающих в себя:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Разделом II ФСБУ 4/2023 отдельно урегулирован состав бухгалтерской отчетности некоммерческой организации (НКО). В соответствии с подп. «б» п. 5, п. 6 ФСБУ 4/2023, промежуточная отчетность НКО, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и иными федеральными законами, будет состоять из тех же составляющих, что и годовая отчетность:

1) бухгалтерского баланса;

2) отчета о целевом использовании средств;

3) приложений к ним, включающих в себя:

- отчет о финансовых результатах;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

При этом в приложениях НКО сможет по своему выбору:

- или составлять отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и пояснения;

- или составлять один из отчетов (о финансовых результатах или движении денежных средств), а информацию из второго отчета включать в пояснения;

- или не составлять ни отчет о финансовых результатах, ни отчет о движении денежных средств, а включать всю эту информацию в пояснения.

Аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности не поименовано.

Формы обычной бухгалтерской отчетности

В соответствии с п. п. 62, 64 ФСБУ 4/2023 экономический субъект будет сам определять формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений (в том числе для представляемой отчетности) - на основе образцов, приведенных в приложениях № 3 - № 8 к ФСБУ 4/2023.

При этом в представляемой отчетности:

1) по каждому показателю, помимо наименования, нужно указать код из приложения № 10 к ФСБУ 4/2023;

2) в заголовочной части при представлении в налоговый орган (в том числе для формирования ГИРБО), в территориальное отделение Росстата, в другие органы исполнительной власти дополнительно нужно указать:

- форму собственности экономического субъекта;

- подлежит ли отчетность обязательному аудиту, и если подлежит:

а) наименование аудиторской организации, осуществившей обязательный аудит;

б)ИНН аудиторской организации;

в)ОГРН аудиторской организации;

- подлежит ли отчетность утверждению, и если подлежит -  наименование органа, утверждающего отчетность.

В п. п. 58 – 62 ФСБУ 4/2023 введены дифференцированные требования к оформлению заголовочной части:

- для заголовочной части отчетности как единого целого;

- для заголовочной части составляющих отчетности;

- для заголовочной части при представлении в налоговый орган (в том числе для формирования ГИРБО), в территориальное отделение Росстата, в другие органы исполнительной власти.

Образцы заголовочных частей приведены в приложениях № 1 и № 2 к ФСБУ 4/2023 (ранее - определялись единые требования к заголовочной части составляющих отчетности).

В соответствии с п. 65 ФСБУ 4/2023, в случаях, когда законодательство РФ или договор требует представить отчетность на бумаге или (и) электронно (в частности, в налоговый орган (в том числе для формирования ГИР БО), территориальное отделение Росстата, другие органы исполнительной власти, Банк России), такую отчетность, в дополнение формам из ФСБУ 4/2023, можно будет оформить как открытые данные для размещения на официальном сайте экономического субъекта. Когда законодательство РФ или договор не требует представить отчетность, ее можно будет оформить как открытые данные без составления ее по формам из ФСБУ 4/2023.

На основании п. 7 ФСБУ 4/2023 в случаях, когда бухгалтерская отчетность представляется и (или) раскрывается в соответствии с законодательством РФ в составе какого-либо документа (например, годового отчета экономического субъекта),  пользователями должно быть обеспечено однозначное понимание состава бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 3 ФСБУ 4/2023, для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств состав и содержание информации, раскрываемой в их бухгалтерской отчетности, в том числе образцы форм отчетности, установит Банк России в отраслевых стандартах и (или) нормативных актах в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Иные положения ФСБУ 4/2023, в частности, условия достоверности отчетности, распространяются также на названные организации. При этом отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, принимаемыми Банком России, могут устанавливаться особенности применения ФСБУ 4/2023 в соответствующих видах экономической деятельности.

Общие положения

В ФСБУ 4/2023 представлены следующие новации:

1) для целей составления отчетности информация признается существенной экономическим субъектом самостоятельно:

- если ее пропуск или искажение могут оказать влияние на экономические решения пользователей;

- исходя из ее величины, характера и потенциального влияния на экономические решения пользователей.

2) зачет допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральными стандартами бухгалтерского учета. Представление показателей в отчетности в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, не является зачетом между показателями (ранее - положение не формулировалось).

В соответствии с п. 68 ФСБУ 4/2023, подписывать отчетность смогут:

- руководитель экономического субъекта;

- иные лица, если это предусмотрено учредительными документами экономического субъекта.

Достоверной отчетностью будет считаться отчетность, отвечающая условиям п. 69 ФСБУ 4/2023 (ранее - отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухучету). В п. 69 ФСБУ 4/2023 установлены следующие условия достоверности:

1) формирование информации в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами и ее систематизация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ФСБУ 4/2023;

2) нейтральность раскрываемой информации;

3) применение принятых экономическим субъектом форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев:

- изменения учетной политики;

- существенности раскрываемой информации;

- иных исключительных случаев (в частности, изменение вида экономической деятельности);

4) в отношении годовой отчетности, кроме отчетности за первый отчетный год – применение значений, как минимум, за два периода (отчетный и аналогичный период предшествовавшего года):

- по каждому числовому показателю;

- в отношении иной раскрываемой информации, если она необходима пользователям;

5) сопоставимость информации, раскрытой в отчетности, с соответствующей информацией за аналогичный период года, предшествовавшего отчетному;

6) раскрытие всей существенной информации:

7) приведение существенной информации обособленно:

- в балансе;

- в отчете о финансовых результатах;

- в отчете НКО о целевом использовании средств.

В соответствии с подп. «б» п. 66 ФСБУ 4/2023, в формах отчетности не будут приводиться  показатели, отсутствующие у экономического субъекта.

Бухгалтерский баланс: общие требования

ФСБУ 4/2023 привел состав и наименования показателей баланса в соответствие требованиям иных федеральных стандартов бухгалтерского учета. В соответствии с п. п. 9 – 11 ФСБУ 4/2023, в балансе будут раскрываться:

1) обязательные (универсальные) показатели (независимо от их существенности):

- НМА;

- основные средства;

- инвестиционная недвижимость;

- отложенные налоговые активы;

- финансовые вложения;

- запасы;

- долгосрочные активы к продаже (ДАП);

- НДС по приобретенным ценностям;

- дебиторская задолженность;

- денежные средства и денежные эквиваленты;

- капитал (в коммерческих организациях) / целевое финансирование (в некоммерческих организациях);

- заемные средства;

- кредиторская задолженность;

- отложенные налоговые обязательства;

- оценочные обязательства;

2) ситуативные показатели (существенные – обособленно), например:

- гудвил;

- нематериальные поисковые активы;

- материальные поисковые активы;

- капитальные вложения в объекты НМА;

- капитальные вложения в объекты ОС;

- права пользования активами;

- инвестиций в аренду;

- не предъявленная к оплате начисленная выручка;

- обязательства по аренде.

- иные показатели, предусмотренные другими федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

- прочие показатели, раскрываемые по собственному решению экономического субъекта исходя из особенностей его деятельности и (или) с целью детализации обязательных показателей.

В соответствии с подп. «д», «е» п. 69 ФСБУ 4/2023, данные показатели в случае их несущественности будут по решению экономического субъекта:

- или раскрываться в балансе:

а) либо обособленно:

б) либо объединяться по сходным признакам и приводиться в балансе общей суммой с пометкой «прочие» с детализацией в пояснениях - если существенна их общая сумма (например, если существенными являются «прочие внеоборотные активы»);

- или не раскрываться ни в балансе, ни в пояснениях, если общая сумма объединенных по сходным признакам показателей несущественна, даже если эти показатели предусмотрены федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

3) итоговые показатели:

- разделов "Внеоборотные активы",  "Оборотные активы" и Актива;

- разделов "Краткосрочные обязательства", "Долгосрочные обязательства", "Капитал" (в коммерческих организациях) / "Целевое финансирование" (в некоммерческих организациях) и Пассива.

Обязательные показатели в балансе можно будет заменять группой показателей, включающей также ситуативные показатели. Например, информацию об основных средствах можно будет представить группой показателей:

- основных средств;

- капитальных вложений в объекты ОС;

- прав пользования активами.

В п. п. 14 – 20 ФСБУ 4/2023 уточнены критерии представления в балансе оборотных активов и краткосрочных обязательств.

В частности:

- краткосрочная часть внеоборотных финансовых вложений будет представляться как оборотный актив;

- авансы, предоплата поставщикам и подрядчикам, связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов, будут представляться как внеоборотные активы;

- часть долгосрочного обязательства, подлежащая погашению в течение двенадцати месяцев после отчетной даты, будет представляться как краткосрочное обязательство.

Бухгалтерский баланс: особенности для коммерческих организаций

В соответствии с п. 21 ФСБУ 4/2023, коммерческая организация будет  самостоятельно определять состав показателей капитала (составляющие капитала) в балансе зависимости от ее организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности. Показателями капитала могут быть:

- уставный капитал;

- собственные акции, принадлежащие обществу, задолженность акционеров по оплате акций;

- накопленная дооценка внеоборотных активов;

- добавочный капитал (без накопленной дооценки внеоборотных активов);

- резервный капитал;

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Существенные показатели капитала будут раскрываться в балансе обособленно.

Бухгалтерский баланс: особенности для НКО

В соответствии с п. 22 ФСБУ 4/2023, НКО будет самостоятельно определять состав показателей целевого финансирования в разделе "Целевое финансирование" баланса, в зависимости от ее организационно-правовой формы и источников финансирования деятельности. Показателями целевого финансирования НКО могут быть:

- паевой фонд;

- целевой капитал;

- целевые средства;

- фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества;

- резервный фонд;

- прочие целевые фонды.

Существенные показатели капитала будут раскрываться в балансе обособленно.

Отчет о финансовых результатах: общие требования  

ФСБУ 4/2023 привел состав и наименования показателей отчета о финансовых результатах в соответствие требованиям иных федеральных стандартов бухгалтерского учета. В соответствии с п. п. 25 – 27, 29, 32 ФСБУ 4/2023, в отчете о финансовых результатах будут раскрываться:

1) обязательные (универсальные) показатели (независимо от их существенности):

- выручка (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей);

- себестоимость продаж;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

- доходы от участия в других организациях;

- проценты к получению;

- проценты к уплате;

- прочие доходы;

- прочие расходы;

- налог на прибыль;

- прибыль (убыток) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль);

- результат переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток);

-  результат прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток);

- налог на прибыль, относящийся к результатам переоценки внеоборотных активов и прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток).

2) ситуационные показатели (существенные – обособленно), если их решено  отражать в отчете о финансовых результатах, а не в пояснениях, связанные с:

- обесценением запасов и его восстановлением;

- обесценением внеоборотных активов и его восстановлением;

- переоценкой внеоборотных активов;

- выбытием внеоборотных активов;

- урегулированием судебных разбирательств;

- списанием оценочных обязательств;

В соответствии с подп. «д», «е» п. 69 ФСБУ 4/2023, данные показатели, если их решено отражать в отчете о финансовых результатах, будут по собственному решению экономического субъекта:

- или раскрываться в отчете о финансовых результатах:

а) либо обособленно;

б) либо объединяться по сходным признакам и приводиться в отчете о финансовых результатах общей суммой с пометкой «прочие» с детализацией в пояснениях - если существенна их общая сумма;

- или не раскрываться ни в отчете о финансовых результатах, ни в пояснениях, если общая сумма объединенных по сходным признакам показателей несущественна, даже если эти показатели предусмотрены федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

3) итоговые показатели:

- валовая прибыль (убыток) - как разность выручки и себестоимости продаж;

- прибыль (убыток) от продаж - как разность валовой прибыли (убытка) и коммерческих и управленческих расходов;

- прибыль (убыток) от продолжающейся деятельности до налогообложения - как арифметическая сумма прибыли (убытка) от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению, процентов к уплате, прочих доходов, прочих расходов;

- чистая прибыль (убыток) – как арифметическая сумма прибыли (убытка) от продолжающейся деятельности до налогообложения, налога на прибыль, прибыли (убытка) от прекращаемой деятельности (за вычетом относящегося к ней налога на прибыль);

- совокупный финансовый результат – как арифметическая сумма чистой прибыли (убытка), результатов переоценки внеоборотных активов и прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток), и налога на прибыль, относящегося к этим результатам.

В соответствии с п. 28 ФСБУ 4/2023, в отчете о финансовых результатах показатели прочих доходов и расходов будут зачитываться, если они связаны:

- или с одним фактом хозяйственной жизни (например, результат от выбытия объекта основных средств);

- или с несколькими аналогичными фактами хозяйственной жизни (например, курсовые разницы, результат переоценки внеоборотных активов, включаемый в доходы или расходы отчетного периода, результат обесценения внеоборотных активов и восстановлении обесценения, включаемый в расходы или доходы отчетного периода).

Такой зачет запрещен, когда:

- раздельное представление прочих доходов и расходов способно повлиять на решения пользователей отчетности;

- федеральными либо отраслевыми стандартами установлен иной порядок представления прочих доходов и расходов.

Отчет о финансовых результатах: особенности для АО

В соответствии с п. 31 ФСБУ 4/2023, АО будут дополнительно раскрывать в отчете о финансовых результатах в составе годовой или промежуточной отчетности показатели базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию (в рублях и копейках), которые приводятся после показателя "Совокупный финансовый результат" - в случаях, когда экономический субъект обязан раскрывать информацию о прибыли на акцию.

Отчет о финансовых результатах: особенности для НКО

В соответствии с п. 32 ФСБУ 4/2023, если НКО составляет в приложениях  отчет о финансовых результатах отдельно от пояснений, то к отчету о финансовых результатах применяются все общие требования.

Отчет об изменениях капитала коммерческих организаций

НКО не будут составлять отчет об изменениях капитала.

ФСБУ 4/2023 привел состав и наименования показателей отчета об изменении капитала в соответствие требованиям иных федеральных стандартов бухгалтерского учета. В соответствии с п. п. 37 – 40 ФСБУ 4/2023, отчет об изменениях капитала должен давать представление об изменении капитала экономического субъекта за отчетный период, что обеспечивается раскрытием:

1) обязательных (универсальных) показателей независимо от их существенности:

- величины капитала на начало отчетного периода;

- изменения величины капитала в отчетном периоде в разрезе изменений:

а) за счет чистой прибыли (убытка);

б) за счет результата переоценки внеоборотных активов;

в) в результате операций с собственниками экономического субъекта;

г) за счет дивидендов;

д) в результате прочих изменений.

- величины капитала на конец отчетного периода;

Обязательные показатели приводятся для всего капитала в целом и для каждой составляющей капитала;

2) обособленной информации о влиянии на каждую составляющую капитала:

- корректировок, связанных с отражением последствий изменения учетной политики;

- корректировок, связанных с исправлением существенных ошибок в бухгалтерском учете;

3) информации о составе резервного капитала и назначении его составляющих если ее решено  отражать в отчете об изменениях капитала, а не в пояснениях;

4) показателей, если их решено  отражать в отчете об изменениях капитала, а не в пояснениях:

- суммы дивидендов, начисленных в отчетном периоде;

- суммы дивидендов в рублях и копейках в расчете на одну акцию (отдельно по обыкновенным и привилегированным акциям)

- иных аналогичных показателей.

Отчет о движении денежных средств

В соответствии с п. п. 41 - 43 ФСБУ 4/2023, отчет о движении денежных средств должен давать представление о движении денежных средств экономического субъекта за отчетный период. Поэтому он составляется в соответствии с ПБУ 23/2011:

- коммерческими организациями;

- НКО, если они составляют в составе приложений отчет о движении денежных средств отдельно от пояснений.

Отчет НКО о целевом использовании денежных средств

В соответствии с п. п. 33 – 36 ФСБУ 4/2023, отчет о целевом использование денежных средств должен давать представление о поступлении и использовании (расходовании) целевых средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, за отчетный период, что обеспечивается раскрытием:

1) обязательных (универсальных) показателей (независимо от их существенности)  по видам источников поступления и направлениям их использования (расходования):

- остатка целевых средств на начало отчетного периода;

- вступительных взносов;

- членских взносов;

- целевых взносов;

- добровольных имущественных взносов и пожертвований;

- прибыли от приносящей доход деятельности;

- расходов на целевые мероприятия;

- расходов на содержание аппарата управления;

- приобретения основных средств, инвентаря и иного имущества;

- остатка целевых средств на конец отчетного периода.

2) итоговых показателей:

- всего поступило средств – как сумма показателей поступления средств из всех источников поступления;

- всего использовано (израсходовано) средств – как сумма показателей всех направлений использования (расходования) средств.

Пояснения: общие требования

В соответствии с п. 45 ФСБУ 4/2023, в пояснениях:

- или указывается, что отчетность составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами, если это действительно так;

- или не указывается на это – в противном случае (независимо от раскрытия в отчетности информации о способах ведения бухучета и (или) иной соответствующей информации).

ФСБУ 4/2023 уточнил по сравнению с ПБУ 4/99 минимальный состав информации, подлежащей раскрытию в пояснениях. В соответствии с п. 46 ФСБУ 4/2023, в пояснениях должны быть раскрыты:

1) основные виды экономической деятельности экономического субъекта;

2) информация об учетной политике экономического субъекта в соответствии с ПБУ 1/2008;

3) информация, подлежащая раскрытию в бухгалтерской отчетности экономического субъекта в соответствии с федеральными стандартами, дополняющая и (или) поясняющая показатели составленных баланса и отчетов:

4) информация, не раскрываемая в балансе и отчетах экономического субъекта, но подлежащая раскрытию в отчетности в соответствии с федеральными стандартами (в частности, о событиях после отчетной даты, связанных сторонах, условных обязательствах и условных активах, средствах индивидуализации, созданных собственными силами);

5) наименование основного хозяйственного товарищества или общества экономического субъекта, если такая информация не раскрыта в соответствии с ПБУ 11/2008;

6) сторона, обладающая конечным контролем - наименование хозяйственного товарищества или общества, отличного от основного, либо информация о физическом лице, которым контролируется экономический субъект (непосредственно или через третьи лица);

7) дата государственной регистрации экономического субъекта, в случае создания его (в том числе при реорганизации) в отчетном периоде;

8) продолжительность деятельности экономического субъекта, созданного на ограниченный срок, с указанием такого срока;

9) иная информация, необходимая пользователям отчетности для принятия экономических решений, но не раскрытая в балансе и отчетах, состав и содержание которой экономический субъект определяет самостоятельно.

В соответствии с подп. «е» п. 69 ФСБУ 4/2023, в пояснениях детализируется информация о несущественных ситуативных показателях баланса, если существенна их общая сумма, и они по решению экономического субъекта объединяются по сходным признакам и приводятся в балансе только общей суммой.

В соответствии с п. 23 ФСБУ 4/2023, в пояснениях раскрываются все регулирующие величины, которые уменьшили показатели баланса для отражения их в нетто-оценке, в том числе:

- накопленная амортизация;

- накопленное обесценение;

- резервы под обесценение запасов;

- резервы по сомнительным долгам;

-  резервы под обесценение финансовых вложений;

- другие оценочные резервы.

В соответствии с подп. «в» п. 69 ФСБУ 4/2023, в пояснениях необходимо раскрывать:

1) существенное изменение принятых содержания и форм отчетности и его причины, которое допускается:

- в случае изменения учетной политики;

- в случае существенности информации, раскрываемой в отчетности;

- в иных исключительных случаях (в частности, изменение вида экономической деятельности);

2) информацию:

- о каждой существенной корректировке показателя за аналогичный период года, предшествовавшего отчетному, несопоставимого со значением этого же показателя за отчетный период;

- о причине такой корректировки.

Пояснения: особенности для всех коммерческих организаций

В соответствии с п. 44 ФСБУ 4/2023, в пояснениях раскрывается информация, необходимая пользователям отчетности, но не раскрытая в балансе, отчете о финансовых результатах, отчете об изменениях капитала и отчете о движении денежных средств.

В соответствии с п. 49 ФСБУ 4/2023, если это не противоречит содержанию информации, последовательность ее представления в пояснениях должна соответствовать последовательности ее представления в балансе, отчете о финансовых результатах, отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств.

В соответствии с п. 30 ФСБУ 4/2023, в пояснениях раскрывается информация о составе расходов по обычным видам деятельности, признанных в отчете о финансовых результатах (с учетом изменения остатков незавершенного производства и готовой продукции) - в разрезе следующих экономических элементов:

- материальные затраты

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Коммерческая организация может по своему выбору, в соответствии с п. 29, подп. «е» п. 69 ФСБУ 4/2023:

1) полностью исключить из отчета и финансовых результатах и отражать в пояснениях ситуационные показатели доходов и (или) расходов за отчетный период, связанные с:

- обесценением запасов и его восстановлением;

- обесценением внеоборотных активов и его восстановлением;

- переоценкой внеоборотных активов;

- выбытием внеоборотных активов;

- урегулированием судебных разбирательств;

- списанием оценочных обязательств.

2) в случае несущественности таких показателей и существенности их общей суммы - детализировать в пояснениях информацию о них, если они по решению коммерческой организации объединяются по сходным признакам и приводятся в отчете о финансовых результатах только общей суммой.

Коммерческая организация может по своему выбору, в соответствии с п. 40 ФСБУ 4/2023, раскрывать не в отчете об изменениях капитала, а в пояснениях показатели:

1) информации о составе резервного капитала и назначении его составляющих;

2) показатели:

- суммы дивидендов, начисленных в отчетном периоде;

- суммы дивидендов в рублях и копейках в расчете на одну акцию (отдельно по обыкновенным и привилегированным акциям)

- иных аналогичных показателей.

Пояснения: особенности для аудиторских организаций

В соответствии с п. 46 ФСБУ 4/2023, в пояснениях аудиторской организации должны быть дополнительно раскрыты величины выплаченных (подлежащих выплате) ей вознаграждений:

- за проведение аудита бухгалтерской отчетности ОЗО  за отчетный год;

- за иные аудиторские услуги, оказанные в отчетном году;

- за прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, оказанные в отчетном году.

Пояснения: особенности для АО

В соответствии с п. 47 ФСБУ 4/2023, в пояснениях АО должна быть дополнительно раскрыта следующая информация по каждой категории (каждому типу) акций:

1) количество размещенных акций, в том числе:

- оплаченных и неоплаченных акционерами;

- собственных акций, принадлежащих АО;

- объявленных акций;

2) номинальная стоимость акций;

3) сверка количества размещенных акций на начало и конец отчетного периода;

4) права, предоставляемые размещенными акциями;

5) количество размещенных акций, принадлежащих дочерним обществам или иным связанным сторонам;

6) информация об опционах АО:

- количество акций, право на приобретение которых предоставляют опционы общества;

- цена (порядок определения цены) приобретения таких акций владельцем опциона общества;

- срок и (или) обстоятельства, при наступлении которых могут быть осуществлены права владельца опциона общества;

- порядок осуществления прав владельца опциона общества, в том числе:

а) срок (порядок определения срока) для заявления владельцем опциона требования о приобретении дополнительных акций АО;

б) срок и порядок оплаты дополнительных акций  АО владельцем опциона;

в) срок конвертации опциона в дополнительные акции АО.

Пояснения: особенности для организаций – не АО (например, ООО)

В соответствии с п. 48 ФСБУ 4/2023, в пояснениях ООО или иного экономического субъекта, отличного от АО, должна быть дополнительно раскрыта информация аналогичная информации, которую дополнительно раскрывает АО (например, о долях в уставном капитале).

Пояснения: особенности для НКО

В соответствии с п. 44 ФСБУ 4/2023, в пояснениях НКО раскрывается информация, необходимая пользователям отчетности для принятия экономических решений, но не раскрытая:

- или в балансе и отчете о целевом использовании средств;

- или в балансе, отчете о целевом использовании средств и отчете о финансовых результатах;

- или в балансе, отчете о целевом использовании средств, отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств.

В соответствии с п. 49 ФСБУ 4/2023, если это не противоречит содержанию информации, последовательность ее представления в пояснениях должна соответствовать последовательности ее представления:

- или в балансе и отчете о целевом использовании средств;

- или в балансе, отчете о целевом использовании средств и отчете о финансовых результатах;

- или в балансе, отчете о целевом использовании средств, отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств.

Если НКО составляет отчет о финансовых результатах, то, в соответствии с п. 30 ФСБУ 4/2023, в пояснениях раскрывается информация о составе расходов по обычным видам деятельности, признанных в отчете о финансовых результатах (с учетом изменения остатков незавершенного производства и готовой продукции) - в разрезе следующих экономических элементов:

- материальные затраты

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

НКО, которая составляет отчет о финансовых результатах, может по своему выбору, в соответствии с п. п. 6, 29, подп. «е» п. 69 ФСБУ 4/2023:

1) полностью исключить из отчета и финансовых результатах и отражать в пояснениях ситуационные показатели доходов и (или) расходов за отчетный период, связанные с:

- обесценением запасов и его восстановлением;

- обесценением внеоборотных активов и его восстановлением;

- переоценкой внеоборотных активов;

- выбытием внеоборотных активов;

- урегулированием судебных разбирательств;

- списанием оценочных обязательств.

2) в случае несущественности таких показателей и существенности их общей суммы - детализировать в пояснениях информацию о них, если они по решению НКО объединяются по сходным признакам и приводятся в отчете о финансовых результатах только общей суммой.

В соответствии с п. 6 ФСБУ 4/2023:

- если НКО не составляет отчет о финансовых результатах, то она включает в пояснения всю информацию, подлежащую раскрытию в отчете о финансовых результатах, в том числе его ситуационные показатели;

- если НКО не составляет отчет о движении денежных средств, то она включает в пояснения всю информацию, подлежащую раскрытию в отчете о движении денежных средств в соответствии с ПБУ 23/2011.

Промежуточная отчетность

В ФСБУ 4/2023 в отношении промежуточной отчетности:

- установлен ее состав (ранее - определялся ПБУ 4/99), в том числе состав для НКО (ранее - не устанавливался);

- детализированы правила ее составления, в том числе состав и содержание раскрываемой информации (ранее - отдельные требования определялись ПБУ 4/99);

- расширены состав и содержание раскрываемой в ней информации.

В соответствии с п. 55 ФСБУ 4/2023, промежуточная отчетность составляется нарастающим итогом за промежуточный отчетный период, который представляет собой период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется эта отчетность (ранее - определение промежуточного отчетного периода не формулировалось).

В соответствии с п. 5 ФСБУ 4/2023, состав промежуточной отчетности, по общему правилу, совпадает с составом годовой отчетности, за исключением случаев, установленных:

- для коммерческих организаций – Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ;

- для НКО - Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ и иными федеральными законами.

В соответствии с подп. «а» п. 56 ФСБУ 4/2023, в указанном составе промежуточной отчетности экономический субъект по своему решению может раскрыть:

- или полную информацию из баланса, всех отчетов и пояснений;

- или только имевшие место в промежуточный отчетный период существенные факты, изменяющие часть полной информации, раскрытой в годовой отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду.

В соответствии с подп. «в», «г» п. 56 ФСБУ 4/2023, в промежуточной отчетности можно:

- привести обособленно показатели, значения которых существенно изменились в промежуточном отчетном периоде;

- объединить показатели, приведенные в годовой отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду, по которым не было существенных изменений в промежуточном отчетном периоде.

В соответствии с подп. «г» п. 56 ФСБУ 4/2023, в промежуточной отчетности числовые показатели приводятся, как минимум:

- в балансе - на отчетную дату и на дату окончания года, предшествовавшего промежуточному отчетному периоду;

- в отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств, отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств - за промежуточный отчетный период и за аналогичный период года, предшествовавшего промежуточному отчетному периоду.

В соответствии с п. 57 ФСБУ 4/2023, в промежуточной отчетности по специальным правилам раскрывается следующая ситуационная информация (существенные показатели – обособленно):

1) об изменении учетной политики в промежуточном отчетном периоде;

2) о сезонности и (или) цикличности фактов хозяйственной жизни в промежуточном отчетном периоде;

3) о фактах, которые:

- оказали влияние на активы, обязательства, источники финансирования деятельности, чистую прибыль (убыток) или денежные потоки в промежуточном отчетном периоде;

- существенно отличаются по характеру, величине или периодичности от обычных фактов хозяйственной жизни;

- последствия такого влияния;

4) о характере и величине изменений оценочных значений, признанных:

- или в предшествовавших промежуточных отчетных периодах отчетного года;

- или в году, предшествовавшем промежуточному отчетному периоду;

5) о выпуске, выкупе или погашении акций и иных ценных бумаг;

6) о суммах:

- дивидендов, выплаченных в промежуточном отчетном периоде;

- дивидендов в расчете на одну акцию (отдельно по обыкновенным и привилегированным акциям);

7) по отчетным сегментам, если экономический субъект обязан раскрывать это в годовой отчетности;

8) о фактах (событиях после отчетной даты), которые:

- оказали или могут оказать влияние на финансовое положение на отчетную дату, финансовые результаты деятельности или движение денежных средств в промежуточном отчетном периоде;

- которые имели место между отчетной датой промежуточного отчетного периода и датой составления промежуточной отчетности;

9) о влиянии изменений в структуре экономического субъекта в промежуточном отчетном периоде (в частности, принятие решения:

- о реорганизации;

- о прекращении деятельности;

- о приобретении предприятия);

10) о выручке в соответствии с ПБУ 9/99.

Указанная информация, в соответствии с п. 57 ФСБУ 4/2023, раскрывается в промежуточной отчетности:

- или непосредственно;

- или посредством отсылок на иные публичные источники информации, в которых она приведена, при условии доступности таких источников пользователям отчетности на тех же условиях и в те же сроки, что и промежуточная отчетность.

Указанные показатели в случае их несущественности, в соответствии с подп. «д», «е» п. 69 ФСБУ 4/2023, экономический субъект может по собственному решению:

- или раскрывать в промежуточной отчетности:

а) либо обособленно;

б) либо объединять по сходным признакам и приводить в балансе и отчетах общей суммой с пометкой «прочие» с детализацией в пояснениях - если существенна их общая сумма;

- или не раскрывать в промежуточной отчетности, если общая сумма объединенных по сходным признакам показателей несущественна, даже если эти показатели предусмотрены федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

В ФСБУ 4/2023 систематизированы правила составления упрощенной отчетности, в частности, состав и содержание раскрываемой в ней информации (ранее - отдельные требования определялись приказом № 66н).

В соответствии с п. 52 ФСБУ 4/2023, в состав упрощенной отчетности включаются:

- баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения (для коммерческих организаций);

- баланс, отчет о целевом использовании средств и пояснения (для НКО).

В соответствии с п. 63 ФСБУ 4/2023 экономический субъект будет сам определять формы упрощенных: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, пояснений (в том числе для представляемой отчетности) - на основе образцов, приведенных в приложениях № 6 - № 9 к ФСБУ 4/2023. В представляемой упрощенной отчетности в каждой из форм, помимо наименования группы показателей, нужно будет указывать код в соответствии с приложением № 10 к ФСБУ 4/2023  для показателя с наибольшим удельным весом в данной группе показателей.

В соответствии с п. 53 ФСБУ 4/2023, при составлении упрощенных баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств обязательные (универсальные) показатели можно:

- или представлять по отдельности в обычном порядке;

- или  объединять в группы и приводить только итоговые показатели групп (без детализации по показателям, входящим в группу).

В соответствии с п. 54 ФСБУ 4/2023, в пояснениях к упрощенной отчетности приводятся следующие обязательные показатели (независимо от их существенности):

1) указание, что отчетность составлена в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами;

2) информация об учетной политике в соответствии с ПБУ 1/2008 в отношении приведенных в балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств:

- или отдельных показателей;

- или групп показателей;

3) иная существенная информация, отражаемая в обычной отчетности в отчетах из приложений, которая в упрощенной отчетности раскрывается в виде таких отчетов или в пояснениях.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: особенности для коммерческих организаций

В соответствии с подп. «в» п. 54 ФСБУ 4/2023, для отражения в упрощенной отчетности иной существенной информации о финансовом положении на отчетную дату, финансовых результатах деятельности за отчетный период, коммерческая организация может:

- или составлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения;

- или не составлять отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств, а включать эту информацию в пояснения.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: особенности для НКО

В соответствии с подп. «в» п. 54 ФСБУ 4/2023, для отражения в упрощенной отчетности иной существенной информации о финансовом положении на отчетную дату, финансовых результатах деятельности за отчетный период, НКО может:

- или составлять отчет о движении денежных средств и пояснения;

- или не составлять отчет о движении денежных средств, а включать эту информацию в пояснения.

 

1.2. Информация Минфина России № ПЗ-3/2024 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность" (в соответствии с публикацией на сайте https://minfin.gov.ru по состоянию на 26.03.2024).

Минфина России дополнил свои разъяснения в отношении упрощенных способов ведения бухучета, включая упрощенную отчетность, малыми предприятиями (в том числе микропредприятиями), НКО и организациями – участниками проекта "Сколково", за исключением следующих организаций, не имеющих право на «упрощенные» учет и отчетность:

- организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

- иных организаций, указанных в ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Теперь в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета способов учета по конкретному вопросу организация, применяющая упрощенные способы, вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Различия по применению организацией, применяющей упрощенные способы, ФСБУ 5/2019, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 14/2022 по сравнению с прежними разъяснениями Минфина России по соответствующим ПБУ приведены в сравнительной таблице.

Новые разъяснения по ФСБУ

(информация Минфина России № ПЗ-3/2024)

Прежние разъяснения по ПБУ

(информация Минфина России от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016)

Применительно к запасам

Применительно к ФСБУ 5/2019, организация, применяющая упрощенные способы:

1) при принятии приобретенных запасов к учету по цене поставщика не учитывает все предоставляемые ей скидки, уступки, вычеты, премии, льготы вне зависимости от формы их предоставления (п. п. 11, 12б, 17 ФСБУ 5/2019);

2) может признавать фактическую себестоимость запасов (п. п. 13, 14, 17 ФСБУ 5/2019):

- при приобретении за плату на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, - в сумме номинальной величины денежных средств, подлежащих уплате в будущем;

- при приобретении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - в сумме балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг

Применительно к ПБУ 5/01 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика (п. 13.1 ПБУ 5/01);

2) признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления), если организация не является микропредприятием и характер ее деятельности не предполагает наличие существенных остатков МПЗ (п. 13.2 ПБУ 5/01)

 

 

 

 

 

 

 

Применительно к капитальным вложениям в ОС и объектам ОС

Применительно ФСБУ 26/2020 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) при признании капитальных вложений определять фактические затраты, связанные с их осуществлением, по цене поставщика (подрядчика) без учета всех предоставляемых ей скидок, уступок, вычетов, премий, льгот вне зависимости от формы их предоставления (п. п. 4а, 10, 11б ФСБУ 26/2020);

2) признавать фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений (п. п. 4а, 12, 13 ФСБУ 26/2020):

- при осуществлении капитальных вложений на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, - в сумме номинальной величины денежных средств, подлежащих уплате в будущем;

- при осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - в сумме балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг;

3) отказаться от проверки капитальных вложений на обесценение и оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату (п. п. 4а, 17 ФСБУ 26/2020);

4) не раскрывать информацию, предусмотренную МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" (п. 4 ФСБУ 26/2020):

- о результатах обесценения капитальных вложений в ОС и восстановления обесценения, включенных в расходы или доходы отчетного периода;

- об авансах, предварительной оплате, задатках, уплаченных в связи с осуществлением капитальных вложений в ОС;

- об обесценении капитальных вложений в ОС;

5) не раскрывать иные отдельные виды информации о капитальных вложениях в ОС (п. 4 ФСБУ 26/2020)

Применительно ПБУ 6/01 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):

- при их приобретении за плату - по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);

- при их сооружении (изготовлении) - в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств;

2) начислять годовую сумму амортизации ОС единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией (п. 19 ПБУ 6/01);

3) начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере их первоначальной стоимости при их принятии к учету (п. 19 ПБУ 6/01)

 

 

 

 

 

 

 

Применительно ФСБУ 6/2020 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) установить лимит стоимости единицы активов, соответствующих условиям признания ОС, при не превышении которого затраты на приобретение, создание их единицы признаются расходами периода, в котором завершены капитальные вложения, обеспечив надлежащий контроль за наличием и движением этих активов (п. 5 ФСБУ 6/2020);

2) не изменять первоначальную стоимость ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта ОС и восстановлению окружающей среды, величина которого учтена в первоначальной стоимости ОС (п. п. 3, 23 ФСБУ 6/2020);

3) отказаться от проверки ОС на обесценение и оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату (п. п. 3, 38 ФСБУ 6/2020);

4) не раскрывать информацию, предусмотренную МСФО (IAS) 36 (п. 3 ФСБУ 6/2020):

- о балансовой стоимости амортизируемых и не амортизируемых ОС;

- о балансовой стоимости ОС, предоставленных за плату во временное пользование;

- о способах оценки основных средств (по группам);

- об основных средствах, оцениваемых по переоцененной стоимости;

- об обесценении ОС;

5) не раскрывать  иные отдельные виды информации об ОС (п. 3 ФСБУ 6/2020)

Применительно к капитальным вложениям в НМА, НИОКР и объектам НМА

Применительно ФСБУ 26/2020 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) отказаться от ведения учета капитальных вложений в НМА и признавать затраты на приобретение, создание, улучшение НМА расходами периода, в котором они понесены (п. 4б ФСБУ 26/2020);

2) при признании капитальных вложений определять фактические затраты, связанные с их осуществлением, по цене поставщика (подрядчика) без учета всех предоставляемых ей скидок, уступок, вычетов, премий, льгот вне зависимости от формы их предоставления (п. п. 4а, 10, 11б ФСБУ 26/2020);

3) признавать фактические затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений (п. п. 4а, 12, 13 ФСБУ 26/2020):

- при осуществлении капитальных вложений на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, - в сумме номинальной величины денежных средств, подлежащих уплате в будущем;

- при осуществлении капитальных вложений по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - в сумме балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг;

4) отказаться от проверки капитальных вложений на обесценение и оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату (п. п. 4а, 17 ФСБУ 26/2020);

5) не раскрывать информацию, предусмотренную МСФО (IAS) 36 (п. 4 ФСБУ 26/2020):

- о результатах обесценения капитальных вложений в НМА и восстановления обесценения, включенных в расходы или доходы отчетного периода;

- об авансах, предварительной оплате, задатках, уплаченных в связи с осуществлением капитальных вложений в НМА;

- об обесценении капитальных вложений в НМА;

6) не раскрывать иные отдельные виды информации о капитальных вложениях в НМА (п. 4 ФСБУ 26/2020)

Применительно ПБУ14/2007, ПБУ 17/02 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве НМА, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);

2) списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14 ПБУ 17/02);

3) не отражать обесценение НМА в бухгалтерском учете (п. п. 3.1,  22 ПБУ 14/2007)

 

 

 

Применительно ФСБУ 14/2022 организация, применяющая упрощенные способы, может:

1) установить лимит стоимости единицы активов, соответствующих условиям признания НМА, при не превышении которого затраты на приобретение, создание их единицы признаются расходами периода, в котором завершены капитальные вложения в них, обеспечив надлежащий контроль за их наличием и движением (п. 7 ФСБУ 14/2022);

2) отказаться от проверки НМА на обесценение и оценивать их по балансовой стоимости на отчетную дату (п. п. 3, 43 ФСБУ 14/2022);

3) не раскрывать информацию, предусмотренную МСФО (IAS) 36 (п. 3 ФСБУ 14/2022):

- о балансовой стоимости амортизируемых и не амортизируемых НМА;

- о балансовой стоимости НМА, в отношении которых имеются ограничения имущественных прав организации;

- о способах оценки НМА (по группам);

- о НМА, оцениваемых по переоцененной стоимости;

- об обесценении НМА;

4) не раскрывать иные отдельные виды информации об НМА (п. 3 ФСБУ 14/2022)

Применительно к объектам учета аренды

Применительно ФСБУ 25/2018 организация-арендатор, применяющая упрощенные способы, может:

1) не признавать предмет аренды в качестве ППА и обязательства по аренде при выполнении следующих условий (п. 11в, 12 ФСБУ 25/2018):

- договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;

- предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду;

2) определять фактическую стоимость ППА в сумме первоначальной оценки обязательства по аренде и величины арендных платежей, осуществленных на дату предоставления предмета аренды или до такой даты (п. 13 ФСБУ 25/2018);

3) первоначально оценивать обязательство по аренде как сумму номинальных величин будущих арендных платежей на дату этой оценки (п. 14 ФСБУ 25/2018)

-

Применительно ФСБУ 25/2018 организация-арендодатель, применяющая упрощенные способы, может классифицировать все объекты учета аренды как операционную аренду, за исключением случаев, когда (п. п. 25, 28 ФСБУ 25/2018):

- условиями договора аренды предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору;

- арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права

-

 

1.3. Информация ФНС России "Не позднее 1 апреля организациям необходимо представить годовую бухгалтерскую отчетность" (в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.gov.ru/ по состоянию на 26.03.2024):

Годовая бухгалтерская отчетность за 2023 год представляется в ИФНС только в электронном виде по ТКС по форматам, утвержденным приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Освобождаются от представления в ИФНС обязательного экземпляра отчетности на основании п. п. 1, 4, 5, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, в частности:

- организации бюджетной сферы;

- организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России;

- организации, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ.

Не освобождаются от представления в ИФНС обязательного экземпляра отчетности организации, которые имеют основания на ограничение доступа к своей бухгалтерской отчетности ГИР БО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 № 1624 -  например, если организация включена:

- в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса из постановления Правительства РФ от 20.02.2004 № 96;

- в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р;

- в перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры, введенные иностранными недружественными государствами, их объединениями и (или) союзами и (или) учреждениями таких государств, их объединений и (или) союзов; данный перечень составляет и ведет Минфин России, он отсутствует в открытом доступе и не опубликован (чтобы проверить, числится ли в нем организация, нужно направить в Минфин России запрос по форме из приказа Минфина России от 18.11.2022 № 173н).

Указанным организациям, чтобы ограничить доступ к своей отчетности от пользователей ГИР БО, необходимо подать в ИФНС по месту своего учета в электронном виде заявление по форме из приказа ФНС России от 14.10.2022 № ЕД-7-1/939@.

 

1.4. Постановление Правительства РФ от 12.03.2024 № 292.

С 13.06.2024 вступят в силу изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 16.09.2022 № 1625 и в утвержденные этим постановлением Правила формирования Перечня лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры.

Тем самым будут точно определены ограничительные меры, позволяющие организации подать заявление в ФНС России на ограничение доступа к своей отчетности от пользователей ГИР БО. К таким ограничительным мерам будут отнесены:

  1. Ограничительные меры Соединенных Штатов Америки, связанные с включением физических и (или) юридических лиц Министерством финансов (Казначейством) Соединенных Штатов Америки в Список специально обозначенных граждан и заблокированных лиц (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List (SDN List).
  2. Ограничительные меры Европейского союза, связанные с блокированием (замораживанием) денежных средств и экономических ресурсов, определенных в соответствии с правом Европейского союза, и запретом на их предоставление в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

С 13.06.2024 из Правил будет исключено понятие экстерриториальных ограничительных мер, и будут исключены следующие основания для включения лица в Перечень:

- применение в отношении лица экстерриториальных ограничительных мер;

- распространение на лицо экстерриториальных ограничительных мер в соответствии с иностранным регулированием в связи с нахождением под контролем и (или) значительным влиянием физических или юридических лиц, в отношении которых введены экстерриториальные ограничительные меры.

Кроме того, с 13.06.2024 Минфин России будет дополнительно отвечать за направление в Правительство РФ предложений о внесении изменений в список ограничительных мер.

 

1.5. Письмо Минфина России от 21.02.2024 № 07-01-09/15186.

Минфин России разъяснил, с какого момента можно начислять амортизацию объекта ОС в части капитальных вложений, связанных с его улучшением и (или) восстановлением, при переходе к применению ФСБУ 6/2020.

Минфин России напомнил, что первоначальная стоимость объекта ОС увеличивается на сумму таких капитальных вложений в момент прекращения их признания. Значит, при переходе к применению ФСБУ 6/2020 начислять амортизацию объекта ОС в части указанных капитальных вложений можно с момента включения их суммы в первоначальную стоимость объекта ОС.

 

1.6. Письмо Минфина России от 14.02.2024 № 07-01-09/12651.

Минфин России напомнил, что федеральные стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами или Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

 

1.7. Письма Минфина России от 09.02.2024 № 07-01-09/10913, № 07-01-09/10912.

Исходя из ПБУ 4/99, остатки по счетам учета расчетов отражаются в балансе в составе дебиторской и кредиторской задолженности. К счетам расчетов относится счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", предназначение которого определено Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

 

1.8. Письмо Минфина России от 08.02.2024 № 07-01-09/10469.

Исходя из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о движении средств целевого финансирования, размещенных на отдельных банковских счетах, предназначен счет 55 "Специальные счета в банках".

 

1.9. Письмо Минфина России от 02.02.2024 № 07-01-09/8662.

По мнению Минфина России, экономический субъект вправе формировать состав инвентаризационной комиссии по своему усмотрению, но с учетом ограничений, предусмотренных п. п. 20, 21 ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация", в соответствии с которыми:

- не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией;

- является основанием для признания недействительными результатов обязательной инвентаризации отсутствие одной пятой и более членов инвентаризационной комиссии.

 

1.10. Письмо Минфина России от 01.02.2024 № 07-01-09/7805.

Согласно ФСБУ 14/2022, объектом НМА считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными п. 4 ФСБУ 14/2022.

Исходя из ФСБУ 26/2020, капитальные вложения в НМА признаются при соблюдении условий, установленных ФСБУ 26/2020, вне зависимости от того, осуществлены ли они при первоначальном приобретении, создании объектов НМА или при последующем улучшении объектов НМА.

 

1.11. Письмо Минфина России от 29.01.2024 № 03-03-06/1/6897.

Минфин России напомнил: порядок списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, установлен для целей бухгалтерского учета Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

 

1.12. Письмо Минфина России от 24.01.2024 № 07-01-09/5212.

Письмо Минфина России от 15.01.2024 № 07-01-09/2000.

По вопросам определения срока аренды для целей бухгалтерского учета, способа и цели использования предмета аренды арендатором Минфин России сослался на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год и за 2022 год, размещенные на официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе "Аудиторская деятельность - Стандарты и правила аудита - Разъяснения и рекомендации".

При определении срока аренды для целей бухгалтерского учета, согласно Рекомендациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2021 год (приложение к письму Минфина России от 18.01.2022 № 07-04-09/2185), необходимо принимать во внимание:

1) наличие достаточной уверенности в продлении или прекращении аренды;

2) уместные факты и обстоятельства, которые приводят к возникновению экономического стимула для продления или прекращения аренды, в том числе:

- прошлую практику организации в отношении периода, в течение которого обычно используются определенные виды активов (предоставленные в аренду или находящиеся в собственности);

- экономические причины такой практики.

При оценке соблюдения условия п. 5 ФСБУ 25/2018 о том, что арендатор должен иметь право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды, согласно Рекомендациям по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779), целесообразно использовать соответствующие положения МСФО (IFRS) 16 "Аренда".

В частности, следует принимать во внимание, что, исходя из МСФО (IFRS) 16, указанное условие п. 5 ФСБУ 25/2018 выполняется, если в рамках своего права пользования, определенного в договоре, арендатор может изменять то, как и для какой цели используется предмет аренды в течение срока использования. Примерами прав принятия решений, которые в зависимости от обстоятельств предусматривают право изменять то, как и для какой цели используется актив, в рамках установленного объема прав арендатора на использование, являются:

- права на изменение вида продукции, производимой предметом аренды;

- права на изменение момента производства продукции, места производства продукции;

- права на изменение решения о выпуске продукции и о количестве такой продукции.

 

1.13. Письмо Минфина России от 09.01.2024 № 07-01-10/195.

Минфин России указал, что Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного документа, но не установлены конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в целях бухгалтерского учета. Состав и формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта.

 

1.14. Письмо Минфина России от 18.01.2024 № 07-03-10/3358.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", Минфин России не вправе требовать:

- изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с их компетенцией;

- принятия органами управления саморегулируемой организации аудиторов решений в отношении ее члена или членов либо самой саморегулируемой организации.

 

1.15. Письмо Банка России от 15.02.2024 № 38-4-4/388.

Оказывать услуги по проведению аудита отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке (ОЗОФР) за 2023 год вправе аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр СРО аудиторов без необходимости внесения сведений о ней в реестр Банка России. В связи с этим ОЗОФР будут, во избежание репутационных рисков, тщательно подходить к выбору аудиторской организации для целей аудита отчетности по итогам 2023 года, анализируя:

- опыт работы аудиторской организации на финансовом рынке в соответствующем сегменте деятельности;

- результаты внешнего контроля ее деятельности со стороны СРО аудиторов и Федерального казначейства.

Требование об оказании аудиторских услуг ОЗОФР только аудиторскими организациями, сведения о которых внесены в реестр Банка России, размещенный по адресу http://www.cbr.ru/finm_infrastructure/audit_fm/, применяется:

- в отношении услуги по проведению аудита отчетности ОЗОФР (бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, финансовой отчетности) - начиная с аудита отчетности (в том числе промежуточной) за 2024 год;

- в отношении сопутствующих аудиту услуг (в том числе обзорной проверки промежуточной отчетности), оказываемых ОЗОФР, - начиная с 01.01.2024.

При этом, начиная с отчетности ОЗОФР за 2024 год, аудит за год, в котором аудиторская организация была утверждена ОЗОФР для проведения обязательного аудита, в случае ее исключения из реестра Банка России может быть завершен ею при условии, что ОЗОФР не принято иное решение.

Наверх