Специальные виды аудита

Специальные виды аудита

batuev usl
Батуев М.В.
Коммерческий директор, партнер

Развитие и рост предприятий, активность инвесторов, операции по приобретению и объединению бизнеса, увеличение объемов финансирования сделок и компаний, необходимость повышения прозрачности отдельных операций и отраслей привели к появлению в России специальных видов аудита. Некоторые из них обязательны в силу закона для определенной отрасли или типа компаний, некоторые вызваны необходимостью осуществлять безопасные инвестиции, часть – мировой корпоративной практикой и культурой.

К специальным видам аудита мы относим:

- аудит исполнения долгосрочных программ развития (Аудит ДПР);

- аудит предприятий перед заключением инвестиционного соглашения или сделки по купле продаже акций/долей по заданию инвестора (Due Dilligence);

- аудит исполнения решений советов директоров (Аудит решений СД);

- аудит исполнения условий льгот, предоставленных федеральным или региональным законодательством отдельным отраслям или компаниям (Аудит степени локализации производства);

- аудит экономического обоснования тарифов естественных монополий (Аудит тарифов);

- аудит результатов использования средств инвестиционных надбавок к тарифам естественных монополий (Аудит инвестиционных надбавок);

- аудит результатов использования средств федеральных целевых программ (Аудит средств ФЦП);

- аудит исполнения планов (программ) стратегического развития (Аудит ПСР);

- аудит исполнения условий концессионных соглашений (Аудит концессионных соглашений);

- сопровождение сделок по купле-продаже бизнеса по заданию продавца во избежание необоснованного занижения стоимости бизнеса покупателем (Аудит мнения покупателя);

- аудит системы внутреннего контроля с целью повышения ее надежности (Аудит СВК);

- проведение инвентаризаций активов;

- аудит структуры бизнеса и структуры управления компанией с целью снижения административных расходов и операционных издержек компаний (Аудит структуры управления);

- аудит отчетов о продажах, предоставляемых арендаторами девелоперам торговой недвижимости с целью определения арендной платы (Аудит отчетов о продажах).

Специальные виды аудита востребованы в силу необходимости защиты инвестиций, повышения их безопасности, контроля за исполнением условий отдельных договоров, соглашений или нормативных актов, предоставляющих выгодные условия отдельным отраслям или компаниям, а также необходимостью повышения эффективности бизнеса. Поэтому практически все специальные виды аудита инициативны. Исключением является обязательный ежегодный аудит ДПР для компаний с долей участия государства, установленный в Российской Федерации законом.

Инициаторами специальных видов аудита в сделках купли-продажи предприятий или ином вхождении в капитал компаний являются инвесторы: стратегические или финансовые. Защите их интересов служит Due Dilligence, проводимый как правило по заданию покупателя, банка или иного финансового института перед подписанием инвестиционного соглашения. Аудитор детально проверяет компанию – объект инвестиций в трех направлениях: юридическом, финансовом (операционном) и налоговом, максимально выявляет существующие или потенциальные риски для инвестора, позволяя тем самым принять безопасное решение об инвестиции и определить ее справедливую стоимость.

Для продавца компании или доли в ней также важно, чтобы стоимость объекта инвестиций была справедливой, а не заниженной. Поэтому в России становится распространенной практика привлечения владельцем бизнеса аудитора с постановкой ему задачи обоснованно исключить из позиции покупателя/инвестора те негативные мнения о компании, которые сформированы им только с целью снизить стоимость бизнеса, и не имеют под собой реальной основы в виде рисков инвестора.

К специальным видам аудита, призванным подтвердить соответствие компании определенным условиям, выполнение ею особых требований или целевое использование денежных средств, относятся Аудит степени локализации производства, Аудит тарифов и инвестиционных надбавок, концессионных соглашений, Аудит средств ФЦП, Аудит отчетов о продажах.

Для развития экономики отдельных отраслей (к примеру, автопрома), или отдельных регионов, в России, а также в большом количестве ее субъектов РФ, власти предоставляют налоговые льготы и преференции, финансирование через Федеральные целевые программы. Компании, пользующиеся такими льготами и финансированием, подтверждают через определенное время выполнение условий получения льгот или средств. Для подтверждения проводится один из двух видов специального аудита. Первый – аудит с условным названием Аудит степени локализации производства. Такое название произошло от первых его заказчиков: предприятий автопрома, которые получают налоговые льготы в обмен на обязательство производить определенный процент компонентов автомобилей на территории России. Заказчиками этого вида аудита становится не только автопром, но и предприятия химической, легкой, стекольной промышленности, машиностроения и других отраслей, - те предприятия, которые получают статус приоритетных инвестиционных проектов. Компетенции Nexia Finance Group в законодательстве субъектов РФ, опыт работы в регионах, позволяют не только проводить такие виды аудита, но и помогать клиентам максимально использовать выгоды, предоставляемые в регионах и получать статус приоритетных инвестпроектов.

Аудит использования средств ФЦП проводится компаниями – получателями таких средств, но не проводящими аудит ДПР. В рамках аудита выдается заключение о целевом использовании средств ФЦП, полученном компанией, величине их получения и эффективности их использования.

В естественных или условных монополиях: электро- и теплоэнергетике, газо- и водоснабжении, водоотведении, трубопроводном транспорте, аэропортах, морских и речных портах, платных автомагистралях, везде, где устанавливаются тарифы на услуги, востребован целый ряд специальных видов аудита. В первую очередь, к ним относятся аудит концессионных соглашений, аудит инвестиционных надбавок, проводимый с целью подтвердить исполнение концессионером или монополией целевое использование полученных средств, выполнение определенных соглашением обязательств по строительству объектов или иных требований.

На монопольные рынки действуют и традиционные законы экономики: покупатель желает купить дешевле, продавец – продать дороже. Важна «золотая середина» - экономически обоснованный тариф. Он включает в себя операционные расходы и нормальную прибыль, позволяет компании развиваться, покрывая текущие затраты и вкладывая средства в модернизацию и новое строительство. Любое отклонение негативно сказывается либо на компании, которая начинает копить долги и становится банкротом, или на регионе и потребителях услуг монополии, которые вынуждены переплачивать: снижать свою конкурентоспособность и уровень жизни. Тариф становится объектом для споров между монополией и потребителями. Аудит тарифов, проводимый по заданию одной из сторон, а в случае судебного спора – по заданию Арбитража, является цивилизованным инструментом установления истины: экономически обоснованного тарифа.

В отношениях между компаниями ритейла и девелоперами, предоставляющими им в аренду торговые площади, распространено определение суммы арендой платы, которая зависит от выручки арендодателя. Для повышения прозрачности отношений между арендатором и арендодателем и подтверждения суммы арендной платы применяется Аудит отчетов о продажах. В этом специальном виде аудита независимое лицо, обладающее безупречной репутацией – большая аудиторская компания, выдает заключение о достоверности указанных в отчете о продажах значениях.

Законодательство Российской Федерации о корпорациях и компаниях неуклонно совершенствуется в направлении их прозрачности. Такие специальные виды аудита, как аудит ДПР, аудит исполнения планов стратегического развития, аудит исполнения решений советов директоров, становятся обычными ежегодными процедурами в жизни крупных компаний. Аудит ДПР обязателен в силу закона для компаний с государственным участием, аудит исполнения ПСР и решений СД проводятся инициативно. Несмотря на затраты на эти специальные виды аудита, они многократно окупаются за счет повышения эффективности работы компаний. Топ-менеджеры и их заместители в крупных компаниях уже пришли к пониманию, что их вознаграждение напрямую зависит от эффективности их работы, делегируя это понимание всем ее сотрудникам. Взаимодействие с аудитором в стратегических вопросах пришло в практику российских компаний, и специальные аудиты в этой сфере стали распространенным явлением.

Целая группа специальных видов аудита направлена на увеличение эффективности бизнеса через повышение надежности системы внутреннего контроля и оптимизации организационно-управленческой структуры.

В практике Группы Финансы часто встречаются проекты, когда собственник бизнеса поручает провести аудит структуры управления, чтобы определить, какие юридические лица холдинга востребованы и оптимальны для ведения бизнеса, а какие создают ненужные административные расходы и не ведут полезной операционной деятельности. Это же касается и штатно-организационной структуры холдинга (только в этом аудите все его юридические лица рассматриваются как единая компания). По результатам аудита структуры управления определяются точки возникновения ненужных расходов и, совместно с собственником компании, составляется оптимальная управленческая структура бизнеса (как по компаниям, так и по отделам).

Процедуры инвентаризации активов позволяют компаниям не отвлекать на проводимое раз в год мероприятие штатных сотрудников компании, и при этом с помощью аудиторов провести ее должным образом, чтобы инвентаризация служила элементом надежной системы внутреннего контроля и давала полное представление о наличии, состоянии и стоимости активов компании. Проведение инвентаризации силами аудиторов повышает доверие к отчетности со стороны акционеров, банков и инвесторов, что положительно сказывается на капитализации компании. К тому же привлечение аудиторов к инвентаризации бывает дешевле, чем ее проведение силами штатных сотрудников предприятия: ведь для аудиторов инвентаризация – стандартная процедура.

Аудит системы внутреннего контроля (СВК) актуален в первую очередь для холдингов, включающих в свою структуру несколько юридических лиц, зачастую в разных регионах России. Надежно функционирующая СВК – важнейший инструмент управления, любые ее сбои отрицательно сказываются на прозрачности компании, ее капитализации и сохранности активов. Недаром стандарты аудита требуют при подтверждении финансовой отчетности высказать не только мнение о ее достоверности, но и мнение о соответствии СВК масштабам и характеру деятельности компании. Во время специального вида аудита - Аудита СВК проверяется исполнение внутрикорпоративных документов: требований к органам управления, к организации системы распоряжения активами, к соблюдению принципа разделения контроля и учета, соответствие учетной политики материнской компании и дочерних предприятий, применение единых регламентов проведения инвентаризаций, единых регламентов учета и определения стоимости сложных активов (например, НИОКР, НМА), формирования себестоимости, использования прибыли, создания любых резервов, влияющих на финансовый результат.

Наверх